Мы обращаемся к стихотворению Пушкина «Туча». Собственно знакомству со стихотворением предшествует биографический материал — рассказ о московском и царскосельском детстве поэта. Мы по учебнику знакомимся с фрагментами из книги П. В. Анненкова о жизни Пушкина. При всем том, что более поздние жизнеописания поэта много достовернее и точнее, свидетельства современника, интонация повествования делают рассказ Анненкова, на наш взгляд, необходимым для первого серьезного знакомства школьников с событиями жизни Пушкина, с особенностями его личности и поэтического творчества. Разумеется, в дальнейшем мы обратимся и к другим биографиям Пушкина, к другим свидетельствам современников, к работам других исследователей. В изучении стихотворения мы определяем для себя конкретную учебную задачу и сверхзадачу, связанную с выяснением мировоззренческих особенностей творчества Пушкина. В анализе «Тучи» на первый план выступают вопросы, связанные с рассмотрением времени действия и грамматического времени в композиции стихотворения."Последняя туча» — последнее напоминание о «рассеянной буре» — уже неуместна на «ясной лазури», несвоевременна в «ликующий день». То, что было уместно и своевременно, когда бушевала буря и громыхала гроза, становится лишним после того, как они закончились, когда прошло их время. Поэт в первых двух четверостишиях противопоставляет послегрозовое и грозовое время, тем самым обозначая главную мысль стихотворения — мысль о том, что все в этом мире нужно судить не вообще, а только в конкретной ситуации, туча естественна, а значит, и прекрасна в своей грозной таинственности — и противоестественна, а значит, и нелепа после грозы. Третье четверостишие — напутствие туче, воплощение пожелания лирического героя как можно скорее избавить небо от припозднившейся тучи. Ученики, проводя синтаксический разбор входящих в текст предложений, видят, что в первом четверостишии сказуемые выражены глаголами в настоящем времени ("несешься» , «наводишь» , «печалишь"), а во втором четверостишии — в прошедшем времени ("облегала» , «обвивала» , «издавала» , «поила"). В заключительном четверостишии вслед за мощным началом — выводом из сказанного ("Довольно, сокройся! ") в первых двух стихах глаголы в прошедшем времени: «миновалась» , «промчалась» (здесь продолжается тема второй строфы), а в третьем и четвертом стихах — в настоящем: «гонит» (это возвращение к первому четверостишию).