Особой главой в истории русского символизма стали произведения Зинаиды Николаевны Гиппиус, собрание ее стихов стало крупным событием в жизни русской поэзии. Гиппиус для этого времени в истории России становится последовательным проповедником эстетической программы символизма и философских идей. Главной идеей Гиппиус было всехристианство, отрицающее самодержавие как власть от Антихриста. Однако лицо Антихриста она разглядела и в революции, которую искренне ненавидела. К октябрьской революции 1917 года Гиппиус отнеслась с непримиримой враждебностью. В ее произведениях преобладает эсхатологическая нота: Россия погибла безвозвратно, наступает царство Антихриста, на развалинах рухнувшей культуры бушует озарение. В ее стихотворении «14 декабря 18 г» чувствуется нота сожаления, сожаления о том, что многие достижения просто напрасны: Заветов тайных МуравьеваСвились напрасные листы… Напрасно, Пестель, вождь суровый, В узле пеньковом умер ты… , Напрасно все: душа ослепла, Мы преданы червю и тле, И не осталось даже пепла От «Русской Правды» на земле. Это произведение сложно для понимания, оно заставляет подумать, для чего все, что происходило тогда, необходимо. Каждая строка произведения проникнуто отчаянием, ненавистью к революции, ее «пустому» последствию, несущему только разруху и страдание. Это произведение убеждает читателя в бесполезности каких- либо глобальных перемен в жизни народа, целой страны. В произведении доказывается утрата самого ценного – правды: «И не осталось даже пепла от «Русской Правды» на земле» . Стихотворение проникнуто одиночеством: Нас больше нет. Мы все забыли. Взвихряясь в невиданной игре. В этом стихотворении описывается впечатление от восстания декабристов самой Зинаиды Гиппиус. В произведениях Гиппиус от 1918 года, появившихся как бы из небытия, речь идет о том, что идеалы декабристов рухнули, жертвы были напрасны, а наследниками декабристов объявили себя самозванцы. Это идея в полной мере отражается в данном стихотворении. Вторая половина творческой жизни Гиппиус «крутилась вокруг одного события – 14 декабря 1825 года». Во всех трех произведениях, написанных в противоречивых типах, обнаруживается разное отношение Гиппиус к итогам 14 декабря 1825 года. Так первое произведение полно надежды на то, что героические призраки декабристов помогут России найти спасение. И во втором, Гиппиус называет их «чистыми героями», но ошеломленная революционной современностью, утверждает, что почти через столетия восторжествовали не они, а их палачи; «петлю Николая» перехватили «пальцы серых обезьян». В третьем, как было сказано, речь о том, что идеалы декабристов рухнули, жертвы были напрасны, а наследниками декабристов объявили себя самозванцы. Это смена убеждений заставляет читателя прочувствовать остроту вопроса, посвященного значению деятельности декабристов, понять напрасность действий «чистых героев», с точки зрения Зинаиды Гиппиус. Это стихотворение посвящено дате 14 декабря 1825 года, ее последствиям. Об этом читатель может догадаться, прочитав название стихотворения: 14 декабря 18 год. Произведение состоит из пяти строф, каждая из строф содержит в себе по четыре строки, каждая строка содержит в себе предложение, либо первую часть высказывания. В этом стихотворении используется перекрестный способ рифмовки. Все пять четверостиший связаны между собой общей темой – тема, происходящего после восстания, наличие местоимений: нас, вас, ты, мы. Порядок следования строф создает целостность произведения, тем самым осуществляется и связь строф между собой. При прочтении первой строфы с определенной интонацией, эта интонация сохраняется и при прочтении последующих строф. Это обстоятельство тоже является признаком связности строф. Между строфами существует контактная связь, осуществляемая местоимениями.