Анастасия Каюткина Мудрец (10599) 11 месяцев назадАвтор не раскрывает характера мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость, ("Он был, казалось, лет шести; как серна гор, пуглив и дик… »), а затем дает несколько штрихов его поведения и личность пленника — горца вырисовывается отчетливо. Он вынослив ( «Без жалоб он томился — даже слабый стон из детских губ не вылетел»), горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, — Лермонтов говорит о его могучем духе, унаследованном от отцов. Но нынче я уверен в том, Что быть бы мог в краю отцов Не из последних удальцов. Вот еще: Таков цветок Темничный: вырос одинок И бледен он меж плит сырых, И долго листьев молодых Не распускал, все ждал лучей Живительных. И много дней Прошло, и добрая рука Печально тронулась цветка, И был он в сад перенесен, В соседство роз. Со всех сторон Дышала сладость бытия… Но что ж? Едва взошла заря, Палящий луч ее обжег В тюрьме воспитанный цветок… Завершением традиции русской романтической поэмы явилась поэма Лермонтова «Мцыри». Мцыри — это естественный человек, который сродни природе, особенно в ее бурных проявлениях. Взаперти он вырос не приспособленным к жизни и воле, в чем его трагическая беда, а не вина. Возвращенный в монастырь, Мцыри говорит о счастье «трех блаженных дней». Но это его предсмертное восприятие. На самом деле блаженным после первой грозовой ночи было лишь начало дня, когда Мцыри попал в «божий сад» и увидел грузинку у потока. Еще в начале исповеди Мцыри говорит, что променял бы две жизни «в плену» «за одну, но только полную тревог». Монастырь осознается героем как тюрьма. Монастырю противопоставлена вольная природа, заполняющая собой буквально всю поэму. Она обладает первозданностью, величественна и прекрасна. Развязка поэмы только подразумевается. Мцыри просит перед смертью перенести его в сад; там, среди природы, в виду Кавказа, он рассчитывает на какой-нибудь «привет прощальный» с родины, которой так и не достиг. Мцыри умирает, как барс, достойно проиграв в борьбе, пред лицом «торжествующего врага» — судьбы, и здесь он — личность.