Эссе. Параллельно с романом зарождается еще один новый жанр, которого не знали литературы классических эпох — жанр эссе, играющий в любой западной литературе роль намного более важную, чем в литературе русской. Роман и эссе были порождены одним и тем же интеллектуальным климатом: ростом буржуазного индивидуализма, возникновением «среднего класса», пробуждением интереса к частной жизни. Эссе несет в себе тот же импульс свободного познания мира, что и роман, но романист создает художественный мир произведения как модель целостной действительности, то есть в романе описываются некие события, действуют персонажи, раскрывается их внутренний мир. В романе звучат разные голоса, роман всегда диалогичен, тогда как эссе — монолог автора. Эссе предлагает читателю какую-то одну сторону внутреннего мира автора. А так как индивидуальное сознание при всем интересе, который могут представлять отдельные личности, неизбежно ограничено и содержит субъективную картину мира, рамки эссе оказываются в принципе уже, чем у романа. Это жанр малого объема; автор эссе как бы находится наедине с читателем и ведет с ним доверительный разговор. Предметом этого разговора может быть что угодно, в эссе допустима любая тема — философская, нравственная, социальная, научная, и главный интерес эссе состоит в том, что автор предлагает читателю оригинальные, неожиданные точки зрения по затронутой теме. Интерес эссе — в этом одномоментном контакте познающего сознания с окружающим миром; сознание и объект на какой-то миг определяют друг друга; для эссе нет ничего заведомо авторитетного, раз и навсегда установленного, сами авторские мнения могут меняться на протяжении одного эссе. Эссе предлагает читателю личный опыт автора, а не его профессиональные знания, и в силу синтетического характера жанр раздвигает границы литературности.