Ключевыми моментами лекции учителя может быть сообщение о родословной Л. Н. Толстого, его семье, учебе в Казанском университете, военной службе на Кавказе, деятельности Толстого-педагога, истории создания «Азбуки», для которой был написан «Кавказский пленник». В процессе реализации индивидуальных заданий к уроку учащиеся узнают об исторических событиях, связанных с присоединением Кавказа к России; картинах, посвященных теме войны на Кавказе» русского художника, вице-президента Академии художеств, Г. Гагарина, вошедших в художественно-тематические альбомы «Костюмы Кавказа» , «Живописный Кавказ» , «Альбом Кавказский"; немецкого живописца и графика Теодора Горшельта «Пленение Шамиля» , «Штурм Гуниба» , «Лезгины» , «Разорение аула» , «Мюрид с наибским знаменем"; Ф. Рубо «Штурм крепости Салты 14 сентября 1847 года» , «Штурм аула Гимры» , «Взятие аула Ахульго 22 августа 1839 года"; историко-литературных источниках «Кавказского пленника», в частности, о случае из жизни Толстого и его друга Садо, чудом избежавших чеченского плена, а также рассказах о русских офицерах и солдатах, захваченных горцами (повесть «Кавказский пленник (быль), подписанная инициалами М. Н.; «Воспоминания …