Поэму «Цыгане» (1824) Пушкинначал на юге, но закончил уже в Михайловском. Подобно другим поэмамздесь также сильно выражено авторское начало. В Алеко есть много отПушкина, начиная с имени (Алеко — Александр) и заканчивая мыслями героя оневоле душных городов, об Овидии (о нем часто вспоминал Пушкин вМолдавии, сопоставляя судьбу сосланного римского поэта со своею), ославе. Однако отношение к герою меняется, усиливается объективное икритическое начало. В «Цыганах» (какнесколько ранее и в «Кавказском пленнике») используется сюжет, получивший широкую популярность со времен французского писателя имыслителя Жан Жака Руссо. Алеко, разочарованный цивилизованным «городским» обществом, попадает в экзотический для читателя цыганскийтабор, в новый для себя мир «естественных» людей — простых, свободных, близких к природе, лишенных предрассудков, без какой бы то ни былоискусственности и притворства. Казалось бы, именно здесь Алеко долженобрести душевное спокойствие, внутренне раскрепоститься. Вдействительности этого не произошло. Даже любовь к Земфире не приноситгерою желанного обновления. Алеко так и не может преодолеть своегорокового одиночества. Герой, презирающий людей за то, что они «торгуютволею своей»; сам носит на себе печать отвергаемого им общества. Гармоническое успокоение на лоне природы, пропагандировавшееся некогдаРуссо, оказывается невозможным для современного человека, зараженногоиндивидуализмом. Еще до убийства Земфиры Алеко гордозаявляет, что он никогда не откажется «от прав своих». Но какое правоимеет человек на чувства и тем более жизнь другого человека? Так Алеко, обвинявший покинутый им мир за то, что там «любви стыдятся», оказываетсязащитником рабства — пусть духовного. Алеко терпит моральное поражение —ив этом заключается великий нравственный урок пушкинской поэмы. В ранних романтических поэмахцентральное место обычно занимал герой, точка зрения которогоприближалась к авторской. «Цыганах» Алеко дан объективно, Пушкинсмотрит на него как бы со стороны. Более четко и определенно поставлена в «Цыганах» проблема «человек и среда»: уже намечена зависимость героя отпородившего и воспитавшего его общества. Так протягивается нить кдостижениям Пушкина-реалиста.