Стихотворение «Зимний вечер» открывается строкой, похожей на завывание вьюги: Буря мглою небо кроет… В тексте появляется Тьма, точнее — мгла, столкновение Света и Тьмы. За окном “ветхой лачужки” торжествует Хаос — в нем слышен и плач ( “то заплачет, как дитя”), и стук ( “к нам в окошко постучит”), и завывание ( “то, как зверь, она завоет”), и шорох ( “вдруг соломой зашумит”). Стихия в стихотворении Пушкина характеризуется звуковыми глаголами — создается ощущение постоянного движения. Поэтому очень важной становится ритмическая и звуковая организация текста. Стихотворение написано четырехстопным хореем, “нисходящим” размером, в котором есть “пляска… торжественная или буйная” (К. Бальмонт) , — ритмический рисунок подчеркивает хаотическую природу бури, ее принадлежность миру Тьмы. Звуковой состав определяет композицию текста: стихотворение делится на четыре части (построфно). Открывается оно “общим” планом: в тексте появляются сквозные образы бури, метели, зверя, путника. Они наполняют тот мир Хаоса, который окружает “ветхую лачужку”. Буря и метель в творчестве Пушкина связаны с силой судьбы (повесть «Метель»), которая становится сильнее человека. Но стихия — это не только рок, но и бездомье ( “путник”), вечное скитание. И страх “надрывает сердце” ( «Бесы»), оборачиваясь жалостью ( “заплачет, как дитя”). Поэт сосредотачивает внимание на конкретных, предметных образах ( “кровля обветшалая” , “жужжанье веретена”) — они наполняют хрупкий ( “ветхая лачужка”), бережно хранимый мир Дома. Но персонажи стихотворения печальны: зимний вечер — это и внезапное молчание ( “приумолкла у окна”), и дремота ( “дремлешь под жужжанье”), и утомление от жизни ( “ты, мой друг, утомлена… ”). Пушкин наполняет третью строфу фольклорными мотивами, придает ей звучание народной песни. В стихотворение вновь вплетается биографический контекст: именно в Михайловском Пушкин впервые обращается к фольклору, “исправляет недостатки своего проклятого воспитания” (письмо к Л. Пушкину), слушая сказки Арины Родионовны. Творчество остается для поэта главной “защитой” от мглы, стихии, неравновесия. В последней строфе буря вновь возвращается в мир стихотворения — первые четыре стиха повторяют начало текста. Но Дом становится сильнее Хаоса, Свет — сильнее Тьмы: стихотворение завершается мотивом пира, образом домашнего очага. Вера в торжество Света, внутренняя стойкость человека, “самостоянье” позволяют поэту преодолеть утомление и одиночество, несмотря на то, что это преодоление для лирического героя тяжело ( “выпьем с горя”) Метафора: снежные вихри