Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Бесы"Осенью 1830 года Пушкинприехал в Болдино улаживать имущественные дела перед женитьбой и надолгоостался там из-за холерных карантинов. Тогда и было написаностихотворение «Бесы» . Стихотворение построено на множестве повторовразных уровней: композиционных, лексиче ских, звуковых. Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночьмутна. Это четверостишие повторено трижды, оно звучит лейтмотивомстихотворения и делит его на три композиционных отрезка. Первые двечасти — по три восьмистишия каждая; последняя часть гораздо короче исостоит из одного восьмистишия. Многочисленные повторы прекраснопе редают круговое движение снежных вихрей. Постоянно повторяются образыкружения, мутного освещения, мглы, сбивающие с толку. Второечетверостишие возвращает взгляд на землю при помощи чисто фольклорнойреплики: «Еду, еду в чистом поле… » Со второго восьмистишия появляетсябес. В появлении своем он про ходит как бы несколько ступеней, становясьвсе более и более реальным. Сначала ямщик выска зывает предположение: «В поле бес нас водит, видно… ». Затем он придает воображаемому бесувсе более и более осязаемые черты: Посмотри: вон, вон играет, Дует, плюетна меня; Вот — теперь в овраг толкает Одичалого коня; Там верстоюнебывалой Он торчал передо мной; Там сверкнул он искрой малой И пропал вотьме пустой. Присутствие нечистой силы нарастает. Следом за суевернымямщиком почуяли неладное кони: Кони стали… «Что там в поле? » — «Кто ихзнает? Пень иль волк? » Автор постоянно акцентирует внимание на дороге, наконях, на колокольчике, подчеркивает, что путники сбились с дороги, заблудились, им страшно. В тот момент, когда «кони снова по- неслися» , наступает кульминация: бесы приобретают вполне реальные черты, теперь ихвидит не только ямщик, не кони, а сам седок, обозначенный лирическим «я». С этого момента земля в стихотворении совсем исчезает и начинаетсявакханалия, шабаш: Бесконечны, безобразны, В мутной месяцаигре Закружились бесы разны, Будто листья в ноябре… Сколько их! Куда ихгонят? Что так жалобно поют? Домового ли хоронят, Ведьму ль замужвыдают? Образ бесов вводится здесь целым комплексом средств, обрушивается, как настоящий обвал. По следняя строфа вновь возвращаетчитателя к началу стихотворения, заставляя по-другому взглянуть на ту жекартину. Тучи параллельны бесам, напрямую связаны с ними. Мчащиеся тучиоказывают ся мчащимися бесами. Невозможно понять, кто есть кто. Врезультате резко ослабевает реальность и тех, и других: Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночьмутна. Мчатся бесы рой за роем В беспредельной вышине, Визгом жалобным ивоем Надрывая сердце мне… В «Бесах» изображен символический образ мира, сбившегося с пути, и состояние души, охваченной трагическими страстями. С первых же строчек читатель погружается в стихию тоски и тревоги, жутких предчувствий (образ кружения, снежного вихря, бесконечного, бесовского кру говорота метели — эти мотивы помогают воссоздать картинумира, сбившегося с пути). В «Бесах» воплощена своеобразная иерархия зла, многоликость враждебных стихий, опутавших личность и сбивающих с путиРоссию.