Собирательный образ города N. – собирательный портрет провинциальныхгородов России времен Гоголя. Во главе города стоит маленький царек –городничий. Управлять ему помогают чиновники, представляющие разныестороны социальной и хозяйственной жизни. Законодательством ведаетТяпкин-Ляпкин, социальным обеспечением – Земляника, народнымобразованием – Хлопов, почтой – Шпекин, карательными органами –Держиморда и т. Д. Все они злоупотребляют своим положением, невыполняют возложенных на них обязанностей, воруют. По мысли Гоголя, этообъясняется беззаконием всей российской системы управления. Но, в то жевремя, каждый из героев «прикладывает руку» к этим безобразиям. Квартальный Держиморда берет «не по чину», смотритель богоугодныхзаведений Земляника – плут, казнокрад и доносчик, «либеральный» судьяЛяпкин-Тяпкин берет взятки «борзыми щенками» и т.д. все они, с точкизрения писателя, должны нести личную ответственность за своипреступления. В то же время Гоголь критикует и простых жителей города, их обывательское сознание. Они готовы подчиняться плутам и казнокрадам, потому что в них сильно крепостническое сознание, которое превращаетлюдей в рабов. Городничий (Антон Антонович Сквозник-Дмухановский) – глава уездного города, в котором происходит действие комедии.г. – «постаревший на службе и очень не глупый, по-своему, человек… Чертылица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу снизших чинов». В начале пьесы Г. Получает и зачитывает своимподчиненным письмо, в котором сообщается «пренеприятнейшее известие»: «Кнам едет ревизор». Эта весть сильно испугала чиновников.г. в страхеотдает приказание «обустроить» город к приезду ревизора (выгнать лишнихбольных из больницы, привести в надлежащий вид преподавателей вучилищах, прикрыть заборами недостроенные здания и т.д.) Онпредполагает, что ревизор «приехал и живет где-нибудь инкогнито» . Помещики Добчинский и Бобчинский находят этого «инкогнито» в лице ничегоне подозревающего мелкого чиновника Хлестакова. Однажды поверившего вто, что Хлестаков и есть ревизор, Г. Ничто не может разубедить в этом. Он не слышит испуганного лепета Хлестакова в трактире. Позже он верит вовсе, даже самые фантастические враки, лже-ревизора ( «что, если хотьодна половина, из того, что он говорил, правда? ») Такова силараболепства Г. Перед вышестоящим чиновником. Когда Хлестаков посватался кдочери Г., Марье Антоновне, чиновник начал размышлять о выгодах родствас «важным лицом»: «А, черт возьми, славно быть генералом! » Неожиданноеразоблачение Хлестакова не просто отрезвляет Г., но оскорбляет его доглубины души ( «убит, убит, совсем убит» , «зарезан»). До него доходит, что он «сосульку, тряпку принял за важного человека». Он, который насвоем веку обманул трех губернаторов, который торговался с самимГосподом Богом, обманул сам себя! Пережив это унизительное потрясение, Г. Впервые в жизни духовно прозревает: «Вижу какие-то свиные рылы вместолиц… » Таков город, которым он управляет, и таков он сам. В финалекомедии комическая фигура Г. Перерастает в трагическую: «Над кемсмеетесь? Над собой смеетесь! » Этот трагизм становится наиболее явным вфинальной немой сцене пьесы, когда становится известно, что приехалнастоящий ревизор.