Стихотворение «Узник” А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова «Узник”, несмотря на одинаковые названия, имеют разный смысл и очень сильно отличаются. Это видно уже в начале двух стихотворений. В «Узнике” А. С. Пушкина ЛГ испытывает внутреннее раздражение к реальной тюремной жизни: "… сижу за решеткой в темнице сырой”. А. С. Пушкин использует метафору во второй строке, сравнивая ЛГ с орлом: "… в неволе орел молодой”. В первой строфе присутствуют темные, серые, черные тона. Но все мрачные оттенки перекрикивает красный цвет: «Кровавую пищу… ”. Это кровь людей, может быть, таких же невольных, как и ЛГ. В «Узнике” М. Ю. Лермонтова в первой строфе ЛГ стремится (пусть на словах) к свободе, чего пока не видно у ЛГ А. С. Пушкина. Здесь ЛГ жаждет разнообразной жизни, заявляя: «Дайте мне сиянье дня, черноглазую девицу, черногривого коня”. ЛГ достаточно агрессивный, смелый, самоуверенный, субъективный, романтичный: «Я красавицу младую прежде сладко поцелую… ”. Смелость ЛГ проявляется в глаголах повелительного наклонения: «Отворите…, дайте… ”. В этой строфе ЛГ сравнивает себя с ветром: "… как ветер… ”. Цветопись Лермонтова разнообразна – это и теплые светлые тона: «сиянье дня”, и темные: «отворите мне темницу” . В первых строфах двух стихотворений практически нет сходств, кроме как оба ЛГ сидят в темнице. Во второй строфе стихотворения А. С. Пушкина у ЛГ появляется надежда, какой не было у него в первой строфе: "… задумал…, зовет… ”. Здесь мы видим противостояние внутренней свободы неволе: «Давай улетим! ”. Здесь преобладают более светлые тона: «и смотрит в окно… ” , «давай улетим”, чем в первой строфе. А у М. Ю. Лермонтова ЛГ омрачен: «Но окно тюрьмы высоко, дверь тюрьмы тяжелая с замком… ” ЛГ испытывает горечь от несбывшихся надежд: «Черноокая далеко…, добрый конь в… поле… скачет весел и игрив… ” . «Добрый конь” даже не думает о ЛГ, он «в… поле… весел и игрив”, а ЛГ сидит в ненавистной ему темнице. В этой строфе доминируют холодные, темные, черные, темно-серые тона: «окно тюрьмы”; «дверь с замком”. Эти строфы двух стихотворений заметно отличаются, так как ЛГ А. С. Пушкина приобретает надежду на свободу, а ЛГ М. Ю. Лермонтова ее теряет. В третьей строфе стихотворения А. С. Пушкина ЛГ верит в свои силы, которые помогут ему обрести свободу: «Мы вольные птицы”. ЛГ уже не испытывает такого раздражения от «решетки”, он словно совсем далеко от «темницы сырой”: «Туда, где за тучей белеет гора… ”. В конце стихотворения А. С. Пушкина преобладают светлые и теплые цвета – цвета свободы: «синеют морские края”, поскольку душевная свода его ЛГ все-таки «побеждает” . В третьей же строфе стихотворения М. Ю. Лермонтова ЛГ абсолютно потерял надежду вырваться на свободу, чего он так жаждал в начале. ЛГ теперь жалеет себя, жалуется на свою судьбу: «одинок я — нет отрады… ”. М. Ю. Лермонтов усиливает пессимистический настрой ЛГ эпитетом: «Стены голые… ” и метафорой "… светит… умирающим огнем… ”. Складывается ощущение, что ЛГ Лермонтова хоронит себя в тюрьме заживо. Его душевная свобода «погибает” . А. С. Пушкин использует в своем стихотворении четырехстопный дактиль, показывая им внутреннее сопротивление ЛГ неволе, его любовь к воле, стремление к свободе, а М. Ю. Лермонтов — двухстопный хорей, закладывая тем самым пессимистическое начало в настроение ЛГ. Эти оба стихотворения не оставили меня равнодушной, но больше мне по душе «Узник” А. С. Пушкина, так как его ЛГ стремится к свободе не только на словах, в отличие от ЛГ М. Ю. Лермонтова, который жалуется на свое тюремное положение.