41

Анализ стихотворения «За далью- даль» главы «Огни Сибири». Твардовский

redicka 25 мая 2022

Анализ стихотворения «За далью- даль» главы «Огни Сибири». Твардовский

категория: литература

77

В «Автобиографии» Твардовский называет эту поэму (За Далью-Даль) «книгой», указывая на ее жанровое своеобразие и свободу, и считает ее главной работой 50-х годов. Поэма датирована 1950-1960 годами. Источником поэмы были впечатления от поездки поэта в Сибирь и на Дальний Восток, с чем связана форма «путевого дневника». Тиражи изданий поэмы занимают второе место после «Василия Теркина» . В поэме два героя: сам автор и «ты» . «Ты» — читатель. Сочетание ты да я» подкрепляется сочетанием «да мы с тобой». Читатель и автор представляют непрерывную сущность. Вся первая глава насыщена памятью войны, «мук» народа на его исторической дороге, а дальше в поэме возникаетпамять и о других пережитых народом муках. Мысли о войне в Корее рождают в памяти картины Великой Отечественной войны. Сцена встречи с другом детства (тот, реабилитированный, возвращается домой) позволяет нам увидеть переживания героя. Друг обрисован как более добрый, умный и талантливый, чем сам герой. Волга становится в глазах лирического героя символом истории русского народа, вызывает гордость. Лирический герой поэмы связан с народом. В поэзии Твардовского поражает простота и красота звучания стиха. Не случайно Твардовскому за эту поэму в 1961 году была присуждена Ленинская премия. Фабула поэмы развивается как бы стихийно, самопроизвольно (дорожные впечатления, наблюдения, раз ышления, случайные встречи, воспоминания, ассоциации). Но эта внешняя свобода от композиционно — сюжетных норм подчинена глубоко продуманной логике главной авторской задачи: запечатлеть реальный облик дня сегод няшнего, понять его глубинное содержание, его историческую закономерность и связи. Таковы два «уровня» художественной структуры поэмы. Оба они соединены лирическим героем (он же — автор-повествователь), от имени которого и идет рассказ о путе шествии. Его образ организует сюжет, развертывающийся в двух планах: в пространстве и во времени. Оба эти плана проявляются в сюжете также на двух уровнях. Они и конкретны (путь от Москвы до Владивостока, совершающийся в течение десяти суток). Они и историчны, ибо размышления лирического героя, в силу возникающих ассоциаций, воспоминаний, захватывают многие простран ственно — временные горизонты, выходящие за рамки конкретных дорожных ситуаций. Причем каждый географи ческий рубеж пути дает определенную направленность этим размышлениям, которые сюжетно раскрываются в трех основных аспектах художественного времени: настоящее — прошедшее — будущее. Память недавней войны истори чески «скрепляет» разнообразие дорожных впечатлений. Возникают и воспоминания далекого детства.

пользователи выбрали этот ответ лучшим
Знаете другой ответ?

Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее...